Гловна » 2014 » Квітень » 19 » Божественная Литургия в Великую Субботу

Божественная Литургия в Великую Субботу

25.11.2024
Автор: Модератор
Коментар: 0
Переглядів: 1888

19 апреля, в Великую Субботу, была совершена Божественная Литургия свт. Василия Великого духовенством Свято-Николаевского кафедрального собора г. Днепродзержинска. 

 

Справка:

Великая суббота, Страстная суббота — суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад, также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, и ряд литургических особенностей этого дня прослеживается уже в памятниках IV века («Паломничество Эгерии»). К числу таких особенностей можно отнести следующие: Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления). В этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения. Великая суббота является важным постным днём, литургия в этот день совершается после вечерни (схожий порядок можно видеть в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления). В «Паломничестве Эгерии», важнейшем письменном памятнике IV века, свидетельствуется, что литургия Великой субботы и пасхальная литургия совершались без перерыва, одна за другой, но в разных частях Храма Гроба Господня. В современной практике время совершения литургии Великой субботы перенесено на утро, но уставное требование совершать литургию после вечерни сохранено. В знак важности этого постного дня совершается литургия Василия Великого. На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются пятнадцать паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Порядок чтения паремий таков:Быт. 1:1-13 — первые три дня сотворения мира: отделение света от тьмы, создание небесной тверди, разделение моря и суши, создание растений. Ис. 60:1-16 — «Восстань, светись, Иерусалим», пророчество о грядущей славе Иерусалима, то есть новозаветной Церкви. Исх. 12:1-11 — повеление Моисею и Аарону о чине ветхозаветной Пасхи; принесение агнца и помазание его кровью косяков дверей прообразовательно указывает на новозаветного Агнца — Христа. Как кровь пасхального агнца спасла еврейских первенцев от истребляющего ангела, так и Христос Своей Кровью избавил христиан от смерти и тления.Иона. 1-4 — история пророка Ионы, которую сам Христос называл знамением Своей смерти и воскресения (Мф. 12:39-40). Молитва Ионы из чрева кита (Иона. 2) — одна из библейских песен, является постоянной темой для шестой песни канона утрени. Нав. 5:10-15 — третья в ветхозаветной истории Пасха (первая, совершённая Иисусом Навином в Земле обетованной). Исх. 13:20-22, Исх. 14:1-31, Исх. 15:1-19 — сыны Израилевы переходят посуху Чермное море; благодарственная песнь «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море». Исход евреев из Египта, «дома рабства», прообразовательно указывает на освобождение христиан от рабства греху; переход через море является ветхозаветным образом крещения. Песня из Исх. 15 — одна из библейских песен, является постоянной темой для первой песни канона утрени. В данном случае эта песня читается при открытых царских вратах, а священнослужители и молящиеся (или, от их имени, хор) попеременно поют припев «Славно бо прославися». Соф. 3:8-15 — пророчество Софонии о будущей славе Сиона, то есть новозаветной Церкви: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» 3Цар. 17:1, 8-23 — Илия у вдовы в Сарепте Сидонской чудесно умножает муку и масло, а затем воскрешает её умершего сына. Ис. 61:10-11, Ис. 63:1-5 — пророчество Исайи о славе Иерусалима. Быт. 22:1-18 — жертвоприношение Авраамом Исаака, символический образ крестной жертвы Сына Божьего. Подобно Исааку, Христос принёс Себя в жертву, покоряясь воле Отца; жертвоприношение Авраама принесло благословение на всех его потомков по плоти, то есть ветхозаветную Церковь, а крестная жертва принесла благословение Божие всем потомкам Авраама по вере — новозаветной Церкви. Ис. 61:1-9 — пророчество Исайи о Христе («Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное»), которое Сам Христос читал в синагоге Назарета (Лк. 4:17-19) 4Цар. 4:8-37 — воскрешение Елисеем умершего сына сонамитянки. Ис. 63:11-19, Ис. 64:1-5 — изображение Исайей скорби стеснённых и преследуемых иудеев и их молитва об избавлении. Исайя, предвидя время Нового завета, называет Бога Отцом: "Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Иер. 31:31-34 — пророчество Иеремии о заключении Нового завета между Богом и Его народом, исполнившееся благодаря смерти и воскресению Христа. Дан. 3:1-88 — история трёх отроков в печи огненной, любимый древними христианами сюжет (часто встречается в катакомбной живописи, в изображениях на саркофагах). Избавление Богом трёх еврейских юношей от огня прообразует избавление Христом Своих верных от смерти и ада; таинственный Четвёртый, ходящий посреди огня, видом подобный сыну Божию, знаменует Христа, победившего смерть и сошедшего за Своими верными даже в ад. Песнь трёх отроков из Дан. 3 — одна из библейских песен, является постоянной темой для седьмой и восьмой песен канона утрени. В данном случае эта песня читается при открытых царских вратах, а священнослужители и молящиеся (или, от их имени, хор) попеременно поют припев «Господа пойте и превозносите Его во веки». Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось крещение оглашенных. О двенадцати паремиях, читавшихся в Храме Гроба Господня, упоминается уже в «Паломничестве Эгерии» (IV век), в Типиконе Великой церкви (IX-X века) указывается уже пятнадцать паремий (обязательно читались первые семь и пятнадцатая — из Даниила, остальные — в случае большого количества новокрещённых). Вновь крещённые во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (см. Гал. 3:27), этот гимн, напоминающий о древней практике крещения, заменяет в Великую субботу обычное литургическое Трисвятое. Новокрещённым же предлагалось апостольское чтение Рим. 6:3-11, сохранившееся в современной литургии Великой субботы и напоминающее, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге. Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалрири) заменён в Великую субботу (единственный раз в году) на пение 81 псалма «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные тёмные одеяния на белые. Евангельским чтением Великой субботы является заключительная 28 глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении Христовом и читающаяся в полном объёме только в этот день (в другие дни читается только её завершение Мф. 28:16-20). Последующее последование литургии Великой субботы совершается по чину Василия Великого. Единственной особенностью литургии верных является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви: "Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". Поскольку после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением — чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером. В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх (хотя, согласно букве Устава, оно должно совершаться после Пасхальной Литургии). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.

Проповедь в Великую Субботу:

"Итак, совершилось. Совершилось дело нашего спасения, дело нашего избавления, дела нашего соединения вновь с Богом. Вновь человеку возвращён потерянный рай. Всё это совершилось на Голгофском Кресте, на страшном Голгофском Кресте, на Котором и сейчас, подходя к Кресту, лобызая Его, мы видим умиротворённого Христа, висящего на древе. Но надо представить, каково было это иго, какие страдания, какое бичевание, когда Тело Его приняло 39 ударов от римских легионеров по приказу Понтийского Пилата, который хотел Его отпустить, не хотел, чтобы распинали Его, думал, что иудеи, эти кровавые звери, будут удовлетворены тем, что увидят избитого, израненного почти до смерти Человека. И римские легионеры по приказу Понтийского Пилата, чтобы показать, что Он почти вкусил смерть, дали Ему 39 ударов плётками, на которых были наконечники с гвоздями, которые буквально изодрали на кусочки Его Тело. И когда одели Христа Спасителя в красную хламиду как бы с иронией, с насмешками, насмехаясь над Ним, Пилат выводит Его к народу и говорит: «Се, Человек» (Ин. 19:14). Показывает, насколько Он измучен, изранен. Пилат сам был поражен, насколько Он был близок к смерти, какие вкусил страдания. Из этого становится понятным, почему Христос не смог до Голгофы донести свой крест, как донесли свои кресты два разбойника. Под тяжестью креста Он много раз падал, так что римские легионеры заставили Симона Киринейского нести Его крест, потому что Христос был не в состоянии нести из-за тех страданий, из-за того кровопролития, которое совершилось ещё до крестных страданий, неимоверных и страшных страданий, которые Он претерпел. Последние слова с Креста Христа Спасителя, обращенные к Небесному Отцу, были таковы: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46). Таким образом, каждому из нас показал, чем должна закончится в идеале наша с вами жизнь. Она должна закончиться так, чтобы с чистой совестью, с чистой душой смогли сказать своему Небесному Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух мой». И действительно предать дух в руки Божии. Вот так и надо прожить свою жизнь, чтобы мы и жизнь свою, и смерть свою могли посвятить Богу. И до конца предаться в руки Божии, как бы нам непонятно, как бы нам страшно не были бы и наша жизнь, и наша судьба, и наша болезнь, и наша смерть. Но чтобы мы честно и смело и с верой, а самое главное с любовью смогли сказать: «в руце Твои предаю дух мой». Дай Бог, чтобы наша жизнь закончилась также, хотя бы также в тысячной доли подобия, как она закончилась у Христа Спасителя. И чтобы вся наша жизнь уже сейчас была посвящена Богу. Уже сейчас сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Если это будет на самом деле, если смысл нашей жизни будет в том, чтобы исполнять волю Христа Спасителя делом, тогда и вся наша жизнь будет иметь естественное продолжение, то, которое было начато здесь, на земле. Если наша жизнь здесь была с Богом, то она и там будет с Богом. Если она здесь была с молитвой, значит, будет и там с молитвой. Если она была здесь в любви, значит, будет и там в любви. Потому что начатое здесь - там будет преумножено в тысячу раз! Господь говорит нам: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:21-22). И дай Бог, чтобы наша христианская, святая, православная жизнь закончилась теснейшим соединением с нашим Господом, Которому мы верим, Которого мы любим, и чьи слова, чью волю, чьи заповеди по возможности стараемся в своей жизни исполнить, чего бы это не стоило. Он устроил нашу с вами жизнь, то, что мы имеем возможность молиться в Храме, то, что мы имеем веру, то, что мы имеем причастие, то, что мы имеем надежду в жизнь вечную, - это всё благодаря крестным страданиям, жизни и смерти Христа Спасителя. Поэтому «да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, но взирая на Христа Спасителя да возопиет Ему»: Слава Тебе, Боже, Священный; Слава Тебе, Боже, Всесильный; Слава Тебе, Боже, Долготерпеливый; Слава Тебе, Боже, Безгрешный; Слава Тебе, Боже, дарующий нам жизнь вечную. АМИНЬ".

Игумен Мелхиседек

 


Увага! Копіювання та використання матеріалів сайту без попереднього погодження заборонено.

Коментар

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєсрация | Вхід ]