Благовествует Гавриил Благодатней днесь
Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся Неневестная Мать и Неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая.
Господь создал весь мир по преизбытку благости к творению, т.е. по неизреченной любви пожелал, чтобы он пребывал в гармонии. Венцом творения явился человек, который был наделен свободной волей – добровольно любить Бога и получать радость от общения с Ним. У человечества, заключенного первоначально в Адаме и Еве, было по превечному замыслу Божию 2 пути: довериться Господу и постоянно пользоваться Божиими благами, либо пойти опытным путем, пройдя через грех, страдания и смерть. Но и в данном случае оно не остается без Божией помощи, на погибель. Когда оно познает всю горечь греха, должно прийти избавление. Еще Адам и Ева только успели согрешить, а им дается обетование от Отца Светов, что от семени Девы родится Спаситель мира Господь, который сотрет главу змия, который ввел прародителей в прелесть.
Этим обетованием жили многие поколения людей, пока мир не разрешился от клятвы. И Благовещение – это как раз напоминание об утраченном рае и исполнение этого обетовании, это известие принес Архангел Гавриил Деве Марии, которая послужила делу нашего спасения. Он приветствовал ее словами: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ты зачнешь во чреве от Духа Святого и родишь Сына, Который спасет людей. Святая Церковь называет Пресвятую Богородицу разрешением от клятвы, Купиной Неопалимой, Лествицей, которую видел Иаков, мостом, приводящим к небу, Божественным сосудом манны. Господь избирает себе Чистую и Непорочную Деву, чтобы воплотиться и освободить нас от греха, а главное – от смерти, обновив человеческое естество и восстановив нарушенную гармонию в природе. С его приходом вся тварь, которая соболезновала и совоздыхала падению человечества, освобождается от работы истлению в свободу славы чад Божиих. (Рим 8:21-22)
Св. Ириней Лионский пишет, что Бог стал такими как мы, чтобы сделать нас такими как Он. А Св. Афанасий Великий уточняет, что «Слово воплотилось, чтобы мы обожились». В стихире на стиховне говорится о Девственном торжестве, когда Адам обновляется, Ева от первой печали освобождается, а сень нашего существа через обожение приемшаго смешение становится Церковью Божией, а мы детьми Божиими. Теперь мы уже не чужие и не пришельцы, а сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19). В этом великая радость, которая дана всему человечеству. Как же нам не ощущать великой радости, воспоминая доброе известие небожителя о зачатии Искупителя мира от Пресвятой Девы. Как не возгласить с торжеством: «Благовествуй, земле, радость велию. Хвалите небеса Божию славу!»
«Благовествуйте день от дне спасение Бога нашего». Забудем по крайней мере в этот день о всяком горе и будем провозглашать радость велию. Наши временные, личные, частные печали, горести и невзгоды – что значат по сравнению с той ужасной участью, которой подвергся весь мир вследствие грехопадения? Пусть потонут мелкие горести в бездне океана настоящего праздника. Думая о нашем спасении, которое уже совершилось, начнем исправляться от содеянных грехов, отвратимся от новых беззаконий и проявим искреннее сердечное стремление к добру и правде, которые ведут нас к нашему Божественному Искупителю и блаженству вечному.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.
Автор: Протоиерей Николай Чиженко