"Что мне сделать для спасения?"
Церковь на земле – это Небо на земле. Церковь на земле – это наша с вами встреча с Богом. Церковь на земле – это наш с вами путь ко спасению и к вечной жизни.
Спасение от власти зла над душой человека дает нам Бог по Своей милости и любви к нам. Евангелие, объясняет нам, как достигается это спасение от зла, как достигается единение человека с Богом, как человек спасается.
К Иисусу Христу подошел "некто из начальствующих" и спросил у Него: «Учитель благой! Что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Этот юноша обращается к Иисусу Христу, как к одному из учителей праведных. Он видит в Нем очередного учителя благочестия, которых много было в то время. Он не знает, его сердцу не открыто, что Иисус Христос не просто учитель добрых дел, не просто учитель праведности, а что Иисус Христос истинный Бог и истинный человек – Богочеловек, Который пришел спасти мир. И поэтому Христос ему отвечает: «Что ты Меня называешь благим? Никто не благ, только один Бог».
Этими словами Христос показывает, что лишь в Боге спасение человеческое, что ни в каком человеческом построении, ни в каком человеческом учении, ни в каких человеческих силах невозможно освобождение человека от греха – никакими человеческими путями невозможно наследовать жизнь вечную. Жизнь вечную можно получить только от Бога. В этом смысл существования Церкви на земле. Это врата от человека к Богу, через которые мы с вами проходим и получаем жизнь вечную. Вот Господь и говорит этому человеку, указывая ему на источник жизни вечной: «Никто не благ, только один Бог».
«А если хочешь иметь вечную жизнь, – говорит дальше Господь этому начальнику, – то соблюди заповеди». Заповеди даны Богом человеку, еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Через эти заповеди человек учился и учится идти по пути Божьему. Юноша спрашивает: «Какие заповеди?» На это Господь перечисляет ему основные заповеди Моисея: не убей, не прелюбодействуй, не кради, чти отца и матерь твою, возлюби ближнего своего, как самого себя. На это он самодовольно отвечает Иисусу Христу: «Да все это я соблюл от юности своей», – указывая, что он праведный, что он ничего не нарушал, что он все эти заповеди исполняет.
Вот здесь, дорогие братья и сестры, надо обратить внимание и задуматься о возможном ослеплении, когда человек думает о себе, что он праведен. Это самое опасное состояние души – самодовольство, когда человеку кажется, что он все исполняет, все делает, что он хороший, что он никому ничего плохого не делал, что он фактически безгрешен. Собственно говоря, об этом и сказал начальник Иисусу Христу. «Ну тогда, – говорит ему Христос, – тебе совсем малого не достает: если хочешь быть совершенным, ну что ж, иди, продай свое имение, раздай нищим и иди за Мной, и будешь иметь жизнь вечную». И вот тут-то начальствующий опечалился и отошел от Христа.
Христос указал ему на всю тщетность его самодовольства. Он думал, что он праведен и приблизился к Богу, но когда Сам Богочеловек предлагает ему идти за Ним и отвергнуться от земных своих богатств, чтобы получить небесные, этот человек не видит перед собой Бога, глаза его ослеплены, он опечален. Сердце его больше привязано к самому себе, к своему самомнению о своей праведности и к тому богатству, которое он имеет.
Дорогие братья и сестры! Этот евангельский рассказ обращен к каждому из нас. Это с нами, как с этим человеком, беседует Господь. Это Он нам задает такой вопрос, чтобы мы с вами ни в коем случае не увязли в самомнении и самодовольстве, чтобы мы не сказали себе: «Мы все исполнили, мы все сделали, мы прекрасно живем по заповедям Божиим». Как только мы так начнем думать, мы отдалимся от Христа. Нет предела совершенству. Господь Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Бог есть совершенство. В любви можно совершенствоваться бесконечно, и никогда человек о себе не скажет: вот, я достиг уже вершин божественной любви и милосердия. Самые великие святые, которые пребывали день и ночь в молитве, в посте, в добрых делах, говорили о себе: «Мы величайшие грешники». Дорогие братья и сестры, так что же тогда, когда мы видим перед собой высочайший идеал совершенства – Самого Бога, – что мы о себе можем подумать? Действительно, если мы скажем о себе, как тот вопрошающий: «Ну что же, я никого не убивал», – а тут же Господь говорит нам: «Если кто гневается на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем» (Мф. 5, 21–22; 1 Ин. 3, 15). И вспомним тогда о себе самих и подумаем: что же, мы никогда не гневались напрасно? что же, мы никогда не злились? что же, мы никогда не мыслили о другом человеке плохо? что же, мы никогда никого не осуждали? Разве можем мы о себе так сказать? Любую заповедь взять – и любая заповедь покажет нам, как далеко мы стоим от совершенства.
Вот Господь упоминал также заповедь: «Не лжесвидетельствуй». Мы можем сказать: «Ну как же, мы не лжесвидетельствовали нигде официально на суде». Но разве никогда не бывало, что мы умолчали о правде? Разве никогда не бывало, что мы сдвоедушничали, слицемерили, ради какой-то своей выгоды, как нам казалось, чуть-чуть исказили правду? Да, по-моему, это с нами постоянно присутствует. Разве мы никогда не слушали сплетен и не передавали их? Или хотя бы со вниманием в своем сердце не слушали каких-то греховных новостей, или о каких-то неправедных событиях мы в своем сердце не размышляли? Да, Господь указывает нам, как намне надо думать о самих себе. Господь указывает нам, что надо стараться, стремиться совершенствоваться, стремиться идти к Богу. Но когда услышали ученики, как тот человек опечалился и отошел, они пришли к Господу и спросили: «Кто же тогда может спастись?» Такой вопрос они задали потому, что каждый человек, когда внимательно на себя посмотрит, то увидит, что, подобно этому начальствующему, ему трудно отказаться от того, что он имеет, пусть даже самого малого. Трудно отвергнуться от себя и пойти всецело за Христом. Ученики спрашивают у Господа: «Кто же может спастись?» И Господь говорит им очень важный ответ, который для нас очень нужен, и радостен для нас, – Господь говорит: «Что невозможно человеку, то возможно Богу».
Да, по человеческим силам мы не можем отказаться от того, что имеем, не можем, нет у нас таких сил: всецело отвергнуться от себя и пойти за Христом, как и у этого начальника. Но что невозможно человеку, то возможно Богу. А Бог восхотел нас спасти. Для этого-то Он и пришел в мир, для этого-то и Господь Иисус Христос основал на земле Свою Церковь – чтобы нас с вами спасти. И это благовестие, которое мы слышим из Священного Писания, ободряет нас. Поразмыслив в своем сердце и увидев свое недостоинство, имея желание осуждать в себе гордыню и самомнение, мы смиренно просим у Господа, чтобы не по нашим заслугам, не потому, что мы заповеди умеем соблюдать, не потому, что мы достигли какого-либо благочестия, а по любви Своей Господь спас нас. И это Ему, Богу, возможно. Нам единственное только следует – идти за Ним, в Церковь Христову, которая корабль нашего с вами спасения, которая приведет нас к жизни вечной. Так какой же ответ мы услышали на вопрос, заданный юношей? Что делать, чтобы получить жизнь вечную? Ответ такой: жить благодатной жизнью Церкви Христовой. И в единении с Церковью, а значит, с Самим Господом Иисусом Христом случится то, что невозможно для человеков, а возможно для Бога, – мы получим спасение и жизнь вечную.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.