Слово в праздник Сретения Господня
«В храме славы Твоея явился еси, Яко Младенец руконосим » (ирмос 4 песни канона)
Когда исполнилось 40 дней Богомладенцу Иисусу, Пресвятая Богородица вместе с Праведным Иосифом принесли Его по закону в Иерусалимский храм. Было положено по еврейским обычаям в это время приносить в жертву упитанного тельца, козла, ягненка или двух голубей. Т.к. родители И.Х. были людьми не богатыми, то они принесли в жертву двух горлиц. Здесь произошла встреча закона и благодати, Ветхого и Нового Заветов. Христос приходит ныне в храм исполнить закон. Он, будучи Законодателем, исполняет закон, чтобы нас освободить от его ига. Господь приходит в храм, чтобы показать, что это дом Отца Небесного, дом молитвы и постоянной встречи с Богом.
Но мир и храм тогда не узнали великого Посещения и Того, Кто посетил их. Не разорвалась церковная завеса, не отверзлась Святая Святых, не вышел на встречу Небесному Владыке первосвященник Иерусалимского храма. Все оставалось на своих местах. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встречали Христа. Его встретили те, кто чаял утешения, в лице праведного Симеона и Анны пророчицы.
Согласно церковному преданию праведный Симеон был одним из 72 мудрецов, которым греческий император Птолемей Филадельф приказал сделать перевод Ветхого Завета на греческий язык, чтобы поместить в своей библиотеке. Симеон переводил книгу пророка Исайи. Когда он дошел до места, где написано пророчество: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил», то вместо Дева согласно ему явился Архангел Гавриил и сказал, что Симеон не увидит смерти, пока не сбудется указанное пророчество. Сейчас это предсказание исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в храм, взял Христа на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...» А Святая церковь отвечает как бы устами Богомладенца: «Не старец Меня держит, но я держу его, ибо тот отпущения от меня просит». И совершается великое Таинство: жизнь старца, как огонек свечи, угасает, но зажигается новым светом от Христа Жизнодавца. Очи престарелого Симеона наконец увидели Спасение.
В беседе со своими учениками Господь И.Х. позже сказал, что «многие желали видеть то, что вы видите, и не видели, слышать то, что вы слышите, и не слышали».
Встретила Христа в храме и Анна пророчица, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Праздник Сретения Христова показывает что, с пришествием в мир Мессии богоизбранность еврейского народа закончилась, и Новый Завет явился органическим продолжением Ветхого Завета. Христианство носит универсальный характер, ибо Христос - «свет для откровения язычников и славы людей Израиля».
Что может быть важным в событии Сретения Господня, имеющего двухтысечелетнюю давность, для нас братья и сестры? Это присущия всем людям жажда Богопознания, стремление к Богу, жажда личного совершенства и стремление ко спасению.
Нынешний день - это день нашей с вами встречи с Христом Спасителем. Встречи эти бывают в течении всей нашей жизни.
Когда-то нас ниши родители принесли в храм и поставили перед Богом. Потом мы выросли, возмужали, поумнели и, отвернувшись от божественного пути, пошли широкими путями мирской, суетной жизни. Возможностей встретится с Богом множество, и они необходимы как залог милости Божией, как подготовка к самой решающей встречи после смерти, в жизни вечной. Ибо Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы обратился и жив был.
Человек встречается с Богом в молитве, в горе и болезни, в страдании, около нуждающегося и, особенно, в таинстве святого Причащения. Однако часто бывает, что мы не замечаем, не узнаем Господа, проходим мимо Него.
Если другими встречами с Богом мы можем пренебрегать, то последняя встреча не зависит ни от нашего желания, ни от нашей готовности.
В молитве мы просим христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной.
Ибо «смерть грешников люта», и «праведник яко финике процветет и яко кедр, иже в Ливане умножится».
Сподоби, Господи, нам, встретившись с Тобой по окончании земного пути, с миром произнести свое «ныне отпущаеши...» и в ответ услышать не грозное - «идите от Меня, проклятии...Я не знаю вас», но милостивое Твое слово: «Приидите благословеннии Отца Моего...». Аминь.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.
Автор: протоиерей Николай Чиженко
Когда исполнилось 40 дней Богомладенцу Иисусу, Пресвятая Богородица вместе с Праведным Иосифом принесли Его по закону в Иерусалимский храм. Было положено по еврейским обычаям в это время приносить в жертву упитанного тельца, козла, ягненка или двух голубей. Т.к. родители И.Х. были людьми не богатыми, то они принесли в жертву двух горлиц. Здесь произошла встреча закона и благодати, Ветхого и Нового Заветов. Христос приходит ныне в храм исполнить закон. Он, будучи Законодателем, исполняет закон, чтобы нас освободить от его ига. Господь приходит в храм, чтобы показать, что это дом Отца Небесного, дом молитвы и постоянной встречи с Богом.
Но мир и храм тогда не узнали великого Посещения и Того, Кто посетил их. Не разорвалась церковная завеса, не отверзлась Святая Святых, не вышел на встречу Небесному Владыке первосвященник Иерусалимского храма. Все оставалось на своих местах. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встречали Христа. Его встретили те, кто чаял утешения, в лице праведного Симеона и Анны пророчицы.
Согласно церковному преданию праведный Симеон был одним из 72 мудрецов, которым греческий император Птолемей Филадельф приказал сделать перевод Ветхого Завета на греческий язык, чтобы поместить в своей библиотеке. Симеон переводил книгу пророка Исайи. Когда он дошел до места, где написано пророчество: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил», то вместо Дева согласно ему явился Архангел Гавриил и сказал, что Симеон не увидит смерти, пока не сбудется указанное пророчество. Сейчас это предсказание исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в храм, взял Христа на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...» А Святая церковь отвечает как бы устами Богомладенца: «Не старец Меня держит, но я держу его, ибо тот отпущения от меня просит». И совершается великое Таинство: жизнь старца, как огонек свечи, угасает, но зажигается новым светом от Христа Жизнодавца. Очи престарелого Симеона наконец увидели Спасение.
В беседе со своими учениками Господь И.Х. позже сказал, что «многие желали видеть то, что вы видите, и не видели, слышать то, что вы слышите, и не слышали».
Встретила Христа в храме и Анна пророчица, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Праздник Сретения Христова показывает что, с пришествием в мир Мессии богоизбранность еврейского народа закончилась, и Новый Завет явился органическим продолжением Ветхого Завета. Христианство носит универсальный характер, ибо Христос - «свет для откровения язычников и славы людей Израиля».
Что может быть важным в событии Сретения Господня, имеющего двухтысечелетнюю давность, для нас братья и сестры? Это присущия всем людям жажда Богопознания, стремление к Богу, жажда личного совершенства и стремление ко спасению.
Нынешний день - это день нашей с вами встречи с Христом Спасителем. Встречи эти бывают в течении всей нашей жизни.
Когда-то нас ниши родители принесли в храм и поставили перед Богом. Потом мы выросли, возмужали, поумнели и, отвернувшись от божественного пути, пошли широкими путями мирской, суетной жизни. Возможностей встретится с Богом множество, и они необходимы как залог милости Божией, как подготовка к самой решающей встречи после смерти, в жизни вечной. Ибо Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы обратился и жив был.
Человек встречается с Богом в молитве, в горе и болезни, в страдании, около нуждающегося и, особенно, в таинстве святого Причащения. Однако часто бывает, что мы не замечаем, не узнаем Господа, проходим мимо Него.
Если другими встречами с Богом мы можем пренебрегать, то последняя встреча не зависит ни от нашего желания, ни от нашей готовности.
В молитве мы просим христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной.
Ибо «смерть грешников люта», и «праведник яко финике процветет и яко кедр, иже в Ливане умножится».
Сподоби, Господи, нам, встретившись с Тобой по окончании земного пути, с миром произнести свое «ныне отпущаеши...» и в ответ услышать не грозное - «идите от Меня, проклятии...Я не знаю вас», но милостивое Твое слово: «Приидите благословеннии Отца Моего...». Аминь.
Прот. Николай Чиженко
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.
Автор: протоиерей Николай Чиженко