Покаяния двери отверзи нам, Господи...

23.11.2024
Автор: Админ
Комментарии: 0
Просмотров: 2141

Покаяния двери отверзи нам, Господи...
«Взыщи меня, как овцу стада,
Заблудшую у бездны ада
Не презри, сладкий Иисус
Тобой оправдана, спасусь...»

Первые люди Адам и Ева первоначально после творения пребывали в гармонии с Богом и, находясь в раю в Эдемском саду, могли каждый день беседовать с Ним. После грехопадения наших прародителей грех вошел в мир, а с грехом смерть. Поскольку в тот момент мы все находились в Адаме, то греховность вошла во всех людей. Помрачился ум, появилась страстность, человек стал более склонным ко злу, чем к добру. Ап. Павел об этом говорит: «Закон греха пребывает во мне, что хочу делать - не делаю, что не хочу делать - со деваю »(Рим. 7:19). Человек стал врагом Богу и уже не мог находиться в раю. Необходимо было примирение. Сам Бог сошел для нас с неба на землю, сошел здоровый к больным, бессмертный к смертным, святой к осквернившимся, и совершил таинство примирения. Человеку важно сделать шаг навстречу Господу и, почувствовав неестественность своего наличного, грешного состояния, покаяться, то есть измениться. «Печаль по Бозе производит неизменно покаяние ко спасению (2 Кор. 7:9)», т.е. желание снова быть с Богом вызывает покаяние. Уже первыми словами Христовой проповеди были слова: покайтесь. Призыв к покаянию обращен к самой сердцевине человеческого естества. Он обращен к той глубине, на которой человек не поврежден, к тем свойствам души, которые имел в виду Тертуллиан, говоря, что «душа человека по природе христианка». Св. Златоуст говорит: «Покаяние всякие грехи, какие бы то небыли, очищает. Покаяние есть врачевство грехов, потребление беззаконий, надежда на Бога, оружие на диавола, меч, отсекающий его главу, упование спасения, истребление отчаяния».
Что же понимается под словом покаяние в Святом Писании? В греческом оригинале Нового Завета мы встречаем глагол «метанойен», который и переводится на русский язык как «покаяться». Он всегда означает «передумать», т.е. сутью покаяния является не эмоция, а решение, внутренняя перемена ума. В Ветхом Завете слово «покаяться» означает «повернуться», «вернуться», «возвратиться», т.е. говорит о внешне факте поворота, возвращения после внутренней перемены ума. Итак, покаяние - внутреннее изменение ума, которое проявляется во внешнем повороте или возвращении, чтобы идти в совершенно новом направлении. У многих людей «покаяние» ассоциируется с эмоциями - проливанием слез, печалью, сожалением.
Однако человек может что-то очень эмоционально пережить, пролить много слез и, тем не менее, никогда не покаяться. У многих людей покаяние ассоциируется с соблюдением некоторых религиозных ритуалов и установлений. Но снова: можно пройти через много ритуалов и не покаяться в истинном Библейском смысле. Прекрасным примером истинного покаяния является притча о блудном сыне, которую мы находим в Евангелии от Луки 15:11-32. Блудный сын повернулся спиной к отцу и своему дому и отправился в дальнюю страну, где растратил свое имущество, живя распутно. В один момент, когда он начал нуждаться, им принимается решение: «Встану, пойду к отцу моему...»(Лк:11:18), которое немедленно приводится в действие: Встал и пошел к своему отцу. Это истинное покаяние: во-первых, внутреннее решение; во-вторых, внешний факт исполнения этого решения -возвращение домой. Всякий нераскаянный грешник идет в направлении, противоположном Богу и небу, впереди - тьма, свет - позади. Для примирения с Творцом важно остановиться, переменить свои мысли, повернуться назад и идти по другому пути - лицом к свету и спиной ко тьме. Этот первостепенный поступок называется в Писании «покаянием».
Заметим, что в некоторых местах русского перевода глагол «покаяться» имеет несколько иной смысл. Например, в Евангелии от Матфея 27:3-4 Иуда Искариот после осуждения Иисуса на смерть «раскаялся» в своем предательстве за деньги, возвратив тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». В греческом оригинале в данном месте употребляется глагол «метамелейн», а не «метанойен», что означает эмоцию, сожаление, горечь, которые переживал Иуда, но истинного покаяния не было, потому что он не изменил свой курс, направление, не передумал, а пошел и удавился (Мф 27:5). Да, он не смог изменить свое направление, т.к. зашел слишком далеко. Он пропустил момент покаяния. Из-за своего упрямства и своеволия человек может зайти так далеко, что отрежет все пути к тому месту, где он захлопнул дверь покаяния.
В 1 книге Царств говорится о царе Сауле, который «не слушал гласа Господня и не выполнил гнева Его на Амалика», по этому Бог перестал отвечать ему во сне, через урим, через пророков и вскоре самого и весь стан Израильский предал в руки филистимлян.(1 Цар 28:6 и 1 Цар 28:19). Царь Саул сильно переживал, не ел хлеба целый день и ночь, но возврата не произошло.
В поел, к Евреям 12:16-17 мы читаем еще об одном человеке, который допустил подобную трагическую ошибку. Это был Исав, который за чечевичную похлебку отказался от своего первородства. Позже, желая наследовать благословение, он был отвержен, не мог переменить мыслей отца, хотя просил о том слезно. Он пожалел об этом, но не смог вернуть свое первородство и благословения. Это еще раз показывает, что сильные эмоции не являются доказательством покаяния. Внешне незначительным поступком он определил всю свою дальнейшую жизнь и судьбу как в земной жизни, как и в вечности. Он пошел по пути, с которого не было возврата.
Такую же критическую точку невозврата прошел целый народ Израильский, кроме Иисуса Навина и Халева вместе молодыми евреями до 20 лет, когда за ропот и непослушание Богу, был вынужден бродить по пустыни 40 лет, и не вышел в обетованную землю. Люди сильно опечалились, но это было безуспешно. Они осознали, что согрешили, некоторые дерзнули подняться на вершину горы, но были разбиты Амаликитянами и Хананеями. (Чис. 14:39-40, Чис. 14:45).
Истинное покаяние всегда предшествует истинной вере, без него не может быть истинной веры.
Призыв к покаянию начинается со служения Иоанна Крестителя, как написано в Евангелии от Марка 1:3-4: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. До тех пор, пока Израиль не покаялся перед Богом, Мессия не мог быть им явлен».
После же того, как был предан Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Сначала покайся, затем веруй. Т.е. первая заповедь Христа не к уверованию, но к покаянию.
После смерти и воскресения Христа, когда Он послал учеников ко всем народам земли с Евангельской вестью, опять-таки первым словом Его посланничества было «покаяние». Мы читаем Евангелие от Луки 24:46-47. И сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Снова, сначала покаяние, затем прощение грехов. Когда после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы необращенная еще толпа спросила:...Что нам делать, мужи братия?», то апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов - и получите дар Святого Духа». (Деян. 2:37-38). Во-первых, покаяние, затем крещение.
Апостол Павел в Деян. 20:20-21, обращаясь к пресвитерам Ефесской церкви, говорит: «.. .я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. Во-первых, покаяние, затем - вера.
В послании к Евреям 6:1-2 порядок азов христианской веры следующий: во-первых, «обращение от мертвых дел» (покаяние); затем, вера; затем крещение и прочее.
Покаяние - первая реакция грешника на Евангелие. Ничего не должно предшествовать ему, и ничто не может заменить его. Без покаяния вера является пустым звуком. Почему сегодня многие христиане ходят так шатно и неуверенно? Потому что пытаются построить здание своей жизни на песке, а не на камне, т.е. без покаяния. В результате вера не приносит им Божьего благоволения.
Первое слово в покаянии всегда за Богом. Поэтому в молитве мы просим: «Покаяние двери отверзи нам, жизнодавче», «Господи, прежде даже до конца не погибну, но спаси нас». А псалмопевец Давид трижды восклицает в Псалме 79:4, 8 и 20: Боже! Восстанови нас...и спасемся! Слово, переведенное здесь как «восстанови нас», дословно означает «верни нас обратно». Иеремия использует то же слово в Плаче Иеремии 5:21: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся». До тех пор пока Бог не приблизит человека к Себе, сам человек не может, без помощи, обратиться к Богу и спастись.
В Новом Завете Сам Христос выражает эту же истину в Евангелии от Иоанна 6:44: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». В жизни каждого человека важно почувствовать сам момент привлечения грешника к покаянию, момент призыва Духа Святого. Если мы отвечаем на этот призыв, то это ведет нас к спасающей вере и жизни вечной, если отвергаем - продолжаем путь к могиле и вечной тьме без Бога. Писание ясно говорит, что уже в этой жизни человек может утратить право на покаяние, то есть дойти до такой точки степени, что Дух Святой уже не призовет его больше к покаянию, и всякая надежда, таким образом, будет потеряна прежде, чем он войдет во врата вечности.
Евангелие от Луки нас предупреждает: «Если не покаетесь, все также погибнете». Одна лишь религиозная деятельность не может заменить истинного покаяния, а без него «.. .все так же погибнете».
Что же требуется от приступающих к покаянию? Во-первых, это сокрушение о грехах. Это осознание тяжести своих грехов и их гибельных последствий, своей виновности и недостоинства перед Богом. Христос Спаситель, желая показать пример истинного покаяния в притчах о блудном сыне, и о мытаре, изображает, с каким глубоким самоосуждением и сокрушением о грехах своих первый возвращался к отцу своему и взывал: «Отче, согреших на небо и пред тобою: и уже не достоин, называться твоим сыном, возьми как одного из своих наемников (Лк 15:18-19) и с каким смиренным и сокрушенным сердцем присутствовал в храме мытарь, который стоял далеко, не хотел поднять глаза к небу, но бил себя в грудь, говоря: «Боже милостив, буди мне грешнику». (Лк 18,13).
Во-вторых, это твердое намерение исправить свою жизнь. Св. Василий Великий пишет: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я, и потом остался во грехе, но тот, кто по слову Псалма, обрел грех свой и возненавидел (Пс 53:3)». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни?
В-третьих, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Ибо «нет иного имени под небесами, данного в человецех, которым бы подобало спастись нам». (Деян 4:12). И «оставление грехов именем Его приняли все верующие в Него» (Деян 10:43).
В-четвертых, устное исповедание грехов перед священником. Власть совершать таинство покаяния, сообщена была вначале Господом одним Апостолам (Матф. 18:18,Иоан 20:21), а от них перешла к их приемникам в Церкви, епископам и пресвитерам (Тит 1:7), но так, что священнослужителями бывают только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает через них сам Бог. Ибо сказано: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Матф 18:18).
Исповедь - одно из главных действий покаяния. Приступая к ней, надо примирится со всеми, кто тебе в тягость и кому ты в тягость. Некоторые скажут: стыдно, унизительно просить прощения. Нет, стыдно в чужой карман залезть, а проявить смирение и любовь никогда не стыдно. Даже если с тобой не хотят примириться, тогда следует «творить добро ненавидящим нас» (Мф 5:44). Эта милость больше всех других добродетелей защитит нас на мытарствах и Страшном суде.
На исповеди не нужно ждать вопросов духовника, а надо самому исповедовать свои грехи, не стыдясь, не скрывая и не умаляя их важности. Если исповедь общая, то грехи, перечисляемые священником, необходимо довести до чувства и сознания и признать себя виноватым во всем, ибо если какие грехи мы не совершали делом, то могли совершать словом или помыслом. Слово «грешен» надо произносить с чувством глубокого раскаяния, а не машинально. Исповедь есть подвиг самопринуждения. Многие не могут избежать соблазна самооправдания. Особенно, когда каются в ссоре, гневе, раздражительности, обязательно осудят других. Тех обвинят, а себя выгораживают. Такое покаяние фальшивое, ложное, лукавое, лицемерное, противное Богу. В это признак самолюбия и отсутствия личного глубокого покаяния. Исповедоваться нужно только о своем. Жена, дети, соседи, начальники на исповеди не вспоминаются. Не вспоминаются такие грехи, совершенные кем-то когда-то, даже если они последствиями отягощают жизнь целых народов. В грехе цареубийства или в грехе Адама каяться не стоит, надо разобраться в своей запутанной жизни.
Как быть, если не можешь припомнить свои грехи? Схиигумен Савва советует исповедоваться Богу каждый день перед своим крестиком. Так ты привыкнешь и запомнишь свои грехи и будешь прибывать в спасительном покаянии. Пример -преподобная Мария Египетская, которая, пребывая в пустыни, долго не могла исповедоваться и причащаться. Надо проявить интерес к делу спасения, когда и без дополнительных приемов будешь помнить свои грехи. Чем человек интересуется, про то он и не забывает.
Входить ли в точное и подобное перечисление грехов? Классифицировать ли и анализировать ли их? Этот вопрос тревожит не одну христианскую совесть. Математическая точность в перечислении грехов не равна покаянию. Псевдо-христианская мелочность не должна перечеркивать первую радость о Господе и слезы покаяния.
Часто возникает соблазн решить проблему исповеди при помощи разного рода подробных перечней грехов. Но этот соблазн проблему не решает, а загоняет вглубь. Читая некоторые перечни грехов, не знаешь, плакать тебе или смеяться. Все они с пресловутыми «раздавил таракана», «пукал на молитве», «делала химическую завивку» и т.д. способны вместо святости родить шизофрению.
Наши молитвословы переполнены прошениями «об оставлении грехов». Если эти молитвы были бы бессильными и бесполезными, вряд ли стоило бы их читать. Без личной покаянной молитвы грехи человека, препорученные одной лишь исповеди и молитве духовника, угрожают стать трудно исцелимыми. «Сделай твою молитву таинством», - советует Златоуст, и эти слова в полной мере относятся ко всей нашей жизни, т.е. к покаянию.
Какой самый страшный грех? Это тот грех, который мы себе «разрешили», сроднились с ним и считаем, что без этого греха мы - не мы. Поэтому без объявления войны страсти, которая заметнее всех и лежит на поверхности, наше покаяние будет не полным. Ибо не важно только внешнее исправление (не пить, не ругаться матом, не воровать), но и внутренняя победа через молитву и смирение.
Сделай шаг навстречу Господу, и Он поможет тебе приблизиться к Себе.

Нравится
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.

Автор: протоиерей Николай Чиженко

Комментари

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вхід ]