Первый мученик Нового Завета.
Первый мученик Нового Завета.
«Блаженны изгнании правды ради: яко тех есть Царство Небесное» (Мф 5:10)
Сегодня мы ублажаем и прославляем величайшего из рожденных женами, последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка и мученика Нового Завета, который пострадал за правду радуяся – Иоанна Крестителя.
Он был справедлив и нелицеприятен, потому что, не боясь, обличал и воинов, и простых людей, и даже властьимущих.
Так, когда правитель Галилеи Ирод Антипа преступил закон Божий и стал сожительствовать с женой своего брата Филиппа, Иоанн Предтеча выступил со словами обличения Ирода: «Не позволительно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Царь заключил Иоанна Крестителя в темницу, но убить его не решался, так как уважал пророка и боялся народа. Иродиада, которую он взял в жены, тоже воспылала ненавистью к Иоанну Предтече и искала удобного случая погубить его. И вскоре такой случай предоставился. Ирод Антипа праздновал свой день рождения, и в разгар веселья, когда царь и гости уже упились вином, зашла дочь Иродиады Соломия и плясала перед присутствующими. Она сильно угодила Ироду и гостям, и царь сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и я дам тебе». Он обещал ей до полцарства. Соломия вышла посоветоваться с матерью, и когда зашла, то сообщила свою просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Предтечи». Царь немного опечалился, но не захотел нарушать клятву, а послал палача усекнуть голову Иоанна Крестителя, которую подали на блюде Иродиаде. Как говорит предание, она взяла мертвую голову и иглой несколько раз проколола язык, который беспощадно обличал порок.
Кажется, зло восторжествовало. Но Господь поругаем не бывает. Вскоре праведный Суд Божий проявился над нечестивыми убийцами. Царь Ирод Антипа попал в немилость к римскому правителю и умер в заточении, а мать с дочерью приняли позорную смерть, переправляясь через реку.
И сейчас не всегда торжествует правда, много бывает зла и несправедливости в мире, иногда приходится пострадать за правду. Неужели следует скорбеть страдающим за правду? Апостол евангелист Лука говорит: «Не бойтесь убивающих тело, и не могущих больше что сотворити» (Лк 12:4), а евангелист Матфей: «Блажени изгнании правды ради: яко тех есть Царство Небесное»(Мф 5:10). Пример стояния за правду подает нам сам Господь, ибо Он «праведен, правды возлюби, правоты виде лице Его»(Пс 10:7). Эта «правда Господня бывает вовек» (Пс 110:3). Во второй раз Он явится на земле, чтобы быть Праведным Судией. «Господь будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами в правоте (Пс 9:9)» - пророчески восклицает св. Псалмопевец. Если Бог праведен, то будем и мы проводить жизнь праведно – чуждаться всяких пороков: гнева, злобы, немилосердия, осуждения ближних, зависти, лжи, невоздержания, ибо на нечестивых грядет праведный суд Божий. Будем помнить, что ничто нечистое не войдет на небо и не получит Царствия Божия.
Причинение зла другому является для нас причиной геенны и наказания. Апостол Павел, сказав об иудеях, что они убили Господа и изгнали пророков, добавил: «им же кончина по делам их»(2Кор 11:16).
Гонимые получают Царство Божие, а уделом гонителей служит гнев Божий. Все гонения временны, а блаженство небесное вечно. Кто-то «живый век возлюбляет», а кто-то «притворный, привременный». Св. пророк Давид подчеркивает, что «один день во дворах Господних лучше тысячи», что он «желает лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс 83:11). Терпящий за правду получает также спокойную совесть, а это великое благо. Не имея спокойной совести, будем также несчастны, ибо от укоров совести никуда не уйдешь. Вспомним сына Адама Каина, который после убийства своего брата Авеля вынужден был скитаться по земле, терзаемый укорами своей совести.
Итак, возлюбим правду и возненавидим беззаконие, чтобы уподобиться празднуемому святому Иоанну Предтече, и будем проводить дни свои целомудренно, воздержано, трезвенно и праведно, чтобы не уподобляться нечестивым убийцам пророка -- Ироду и Иродиаде с Соломией.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.
Автор: протоиерей Николай Чиженко
«Блаженны изгнании правды ради: яко тех есть Царство Небесное» (Мф 5:10)
Сегодня мы ублажаем и прославляем величайшего из рожденных женами, последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка и мученика Нового Завета, который пострадал за правду радуяся – Иоанна Крестителя.
Он был справедлив и нелицеприятен, потому что, не боясь, обличал и воинов, и простых людей, и даже властьимущих.
Так, когда правитель Галилеи Ирод Антипа преступил закон Божий и стал сожительствовать с женой своего брата Филиппа, Иоанн Предтеча выступил со словами обличения Ирода: «Не позволительно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Царь заключил Иоанна Крестителя в темницу, но убить его не решался, так как уважал пророка и боялся народа. Иродиада, которую он взял в жены, тоже воспылала ненавистью к Иоанну Предтече и искала удобного случая погубить его. И вскоре такой случай предоставился. Ирод Антипа праздновал свой день рождения, и в разгар веселья, когда царь и гости уже упились вином, зашла дочь Иродиады Соломия и плясала перед присутствующими. Она сильно угодила Ироду и гостям, и царь сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и я дам тебе». Он обещал ей до полцарства. Соломия вышла посоветоваться с матерью, и когда зашла, то сообщила свою просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Предтечи». Царь немного опечалился, но не захотел нарушать клятву, а послал палача усекнуть голову Иоанна Крестителя, которую подали на блюде Иродиаде. Как говорит предание, она взяла мертвую голову и иглой несколько раз проколола язык, который беспощадно обличал порок.
Кажется, зло восторжествовало. Но Господь поругаем не бывает. Вскоре праведный Суд Божий проявился над нечестивыми убийцами. Царь Ирод Антипа попал в немилость к римскому правителю и умер в заточении, а мать с дочерью приняли позорную смерть, переправляясь через реку.
И сейчас не всегда торжествует правда, много бывает зла и несправедливости в мире, иногда приходится пострадать за правду. Неужели следует скорбеть страдающим за правду? Апостол евангелист Лука говорит: «Не бойтесь убивающих тело, и не могущих больше что сотворити» (Лк 12:4), а евангелист Матфей: «Блажени изгнании правды ради: яко тех есть Царство Небесное»(Мф 5:10). Пример стояния за правду подает нам сам Господь, ибо Он «праведен, правды возлюби, правоты виде лице Его»(Пс 10:7). Эта «правда Господня бывает вовек» (Пс 110:3). Во второй раз Он явится на земле, чтобы быть Праведным Судией. «Господь будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами в правоте (Пс 9:9)» - пророчески восклицает св. Псалмопевец. Если Бог праведен, то будем и мы проводить жизнь праведно – чуждаться всяких пороков: гнева, злобы, немилосердия, осуждения ближних, зависти, лжи, невоздержания, ибо на нечестивых грядет праведный суд Божий. Будем помнить, что ничто нечистое не войдет на небо и не получит Царствия Божия.
Причинение зла другому является для нас причиной геенны и наказания. Апостол Павел, сказав об иудеях, что они убили Господа и изгнали пророков, добавил: «им же кончина по делам их»(2Кор 11:16).
Гонимые получают Царство Божие, а уделом гонителей служит гнев Божий. Все гонения временны, а блаженство небесное вечно. Кто-то «живый век возлюбляет», а кто-то «притворный, привременный». Св. пророк Давид подчеркивает, что «один день во дворах Господних лучше тысячи», что он «желает лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс 83:11). Терпящий за правду получает также спокойную совесть, а это великое благо. Не имея спокойной совести, будем также несчастны, ибо от укоров совести никуда не уйдешь. Вспомним сына Адама Каина, который после убийства своего брата Авеля вынужден был скитаться по земле, терзаемый укорами своей совести.
Итак, возлюбим правду и возненавидим беззаконие, чтобы уподобиться празднуемому святому Иоанну Предтече, и будем проводить дни свои целомудренно, воздержано, трезвенно и праведно, чтобы не уподобляться нечестивым убийцам пророка -- Ироду и Иродиаде с Соломией.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.
Автор: протоиерей Николай Чиженко