«Кому и для чего нужны четки?»

24.11.2024
Автор: Терновой
Комментарии: 0
Просмотров: 1379
Периодически поднимается в море духовной жизни волна некоей внутрицерковной моды, когда священники прямо повально раздают мирянам четки или просто благословляют их приобретение. 
Грустно, конечно, что молодые батюшки не понимают сами сотворяемого, но и вводят в соблазн прихожан. Что человеку делать с четками? «Молитву Иисусову творить!» - ответит такой батюшка. А зачем по четкам? Пусть человек, когда есть возможность и желание и так молитву свершает, но не в обязательном численном порядке. Зачем мирскому человеку такое усердие? Если человек способен исключительно к жизни в молитвах, то ему следует идти к архиерею и обсуждать вопрос монашеского пострига, а не демонстрировать свою «перемоленность» перед иными собратьями, особенно из других приходов, дескать, видите какой я молитвенник! 
В обязательном порядке молитва по четкам входит исключительно в компетенцию монашеского труда! И то, чтобы монах смог осилить труд молитвы, то мудрые архиереи благословляют новопоставленным монахам не более сотни молитв, а не так как некоторые "белые" священники "благословляют" мирянам по 200 или по 500 молитв совершать! А если человек все это до такой степени буквально поймет и только в этом и будет видеть свое спасение, фактически впав в прелесть, что тогда будет делать на Суде тот священник, совершивший бестолковость от своей собственной прелести?
Изначально, в первые века христианства, четки были инструментом для отсчета молитв безграмотным людям и сегодня четки мирянам доступны для молитвы, но не повально, а сугубо индивидуально при постоянном окормлении духовника, не напоказ, но тайно, чтоб никого не смущать полученным благословением. 
Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.
Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго». 
«Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ Феофан Затворник, – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». 
Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется, тем паче без благословения или с благословением пафосным от «белого» духовенства!
 Святитель Феофан советовал: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв».
Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно – она должна быть духовной потребностью человека, как воздух для дыхания легких! Совсем не трудно запомнить слова «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но обязательного единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; порой, крайне редко в экстремальной ситуации сокращают до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. Григорий Синаит. Я, вот лично, к примеру, когда-то или услышал или прочел, но запомнил такой вариант Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Слове и Сыне Божий, помилуй мя грешного» и это мне легло в душу, как напоминание, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.», а также с последним словом «грешного», как постоянное напоминание себе о своем грехопадении, но, повторяю, что все это сугубо индивидуально и никак не может иметь массовое распространение.
Мирянам же лучше всего Бога не определенным числом молитв принимать, а искренним исполнением Заповедей, умиротворенным чтением утренних и вечерних правил, мирным житьем со сродниками и соседями, а носить четки и проклинать всех и вся – далеко не Божие, но дьявольское действо, еще и в качестве позволения насмехаться над носителем четок бесам, которые уж точно понимают что такое четки и как они должны «работать». А еще мирянам упорно желающим считать, посоветую, как заменять четки, считая молитвы посредством собственной руки: на руке пять пальцев и большой палец следует использовать в качестве считающего, а самими узелками «четок» становятся фаланги на каждом из четырех пальцев! Нужно двенадцать молитв прочесть – четыре пальца по три фаланги отсчитай большим, а нужно десять – замени мизинец, как одну единицу в счете. И никто никого не искушает, и себе польза, чтоб не сбиться. 
Господь все предусмотрел в человеке, только мы ищем Бога где-то вне, но не в себе!  

                                              Иеромонах Вячеслав (Максименко)
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.

Комментари

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вхід ]